Заговоры в магии

Заговорами называются краткие устные произведения, как правило, произносимые в сопровождении особых манипуляций, с целью привлечь к себе действие сил природы или отвратить от себя какой-либо вред. Любопытно, что некоторые виды заговоров — клятвы и присяги — до сих пор широко и даже официально распространены.

Заговоры появились в ту далёкую эпоху, когда человек представлял себе явления природы как реальные действия живых сверхъестественных существ. Предполагалось, что на эти существа можно оказывать воздействие жертвами и мольбами, произнося особенные словесные формулы. По своей сути заговоры очень близки к молитвам, с которыми ещё древние язычники обращались к своим богам и предкам. И всё же между молитвами и заговорами есть существенное различие: молитва — это выражение такого желания, которое может быть как удовлетворено, так и не удовлетворено; заговор же — это такое воздействие, которое практически самостоятельно формирует исполнение желания, основываясь на сакральном знании связи слов и их воплощений в мире.

В течение длительного времени заговоры играли важнейшую роль в хозяйственно-промышленной деятельности древнего человека: сюда относятся заговоры, устраняющие затруднения в звероловстве, скотоводстве, пчеловодстве, земледелии и торговле. Целый ряд заговоров относился к общественной и нравственной жизни наших пращуров: к войнам, поединкам, судам, любви и прочему.

Принято считать, что, как правило, древнейшие заговоры в наиболее полном виде состоят из пяти частей:

  • вступления, в котором изображается ряд действий, будто бы совершаемых заговаривающим лицом и в древности, вероятно, в самом деле совершавшихся («встану я, раб (такой-то), благословясь и перекрестясь, чистой водой умоюсь, бранным полотенцем утрусь... пойду в чистое поле, в твердые заводы, во темные леса, под ясную зорю, под красное солнце, под светлый месяц, под чистые звезды»;
  • выражения желания, иногда пространно, иногда кратко («сними мою зубную боль, унеси боль под облака»);
  • уподобления, или символа, т.е. сравнения желаемого явления с каким-либо явлением в природе («в печи огонь горит и тлеют дрова, так бы тлело и горело сердце у такого-то»);
  • обращения к стихиям — солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю, воде — с просьбой о помощи («месяц, ты, месяц... сойди, месяц, сними мою зубную боль»);
  • замыкания, закрепления заговора («замыкаю свои слова замками, бросаю ключи по бел-горюч камень-алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои словеса метки», «будьте, мои слова, крепки и лепки, тверже камня, лепче клею и серы, сольчей слои, вострей меча-самосека, крепче булата»).

На самом деле только немногие заговоры имеют все пять частей; большая часть их обыкновенно состоит из двух частей — второй и третьей (выражение желания и уподобление) или второй и четвертой (выражения желания и обращения к стихии).

Заговоры, возникнув в глубокой древности, затем постоянно подвергались историческим влияниям. Поэтому заговоры можно разделить на две группы: древнейшие языческие заговоры и подвергшиеся либо возникшие под влиянием христианства.

 

Языческие заговоры.

Из древнейших языческих заговоров до нашего времени без изменений не дошло ни одного; но мы можем судить о них по сохранившимся в наших летописях клятвам-заклинаниям наших предков-язычников. В договоре Игоря с греками (944 г.) так передается клятва-заклинание дружинников-язычников:

«А елико их не крещено есть, да не имут помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не ущитятся щиты своими и да посечены будут мечами своими и от стрел и от иного оружия своего и да будут рабы и в сий век и в будуший».

В договоре Святослава (971 г.) находится такая клятва-заклинание:

«Да имеем клятву от Бога, в него же веруем, в Перуна и в Волоса, скотья бога, и да будем золоти, яко золото, и своим оружием да изсечены будем».

 

Заговоры с христианской окраской.

Заговоры, сохранившиеся до сих пор в устах народа, или в очень ранние времена записанные и известные под именем «ложных молитв», представляют уже результат смешения языческих элементов и христианских воззрений. В них наряду с обращением к стихиям или явлениям природы встречаются очень часто обращения к христианским святым, которые считаются защитниками от разных бедствий и болезней и на которых, по-видимому, были перенесены черты языческих божеств. Так, св. Никита, епископ новгородский, считается защитником от пожара и молнии, св. Власий и св. Георгий — покровителями скота, св. Мученик Конон — хранителем детей от оспы, св. Сисиний — защитником от лихорадки, священномученик Антипа — от зубной боли, св. Зосима — покровителем пчел и т. д. Многие заговоры или ложные молитвы носят имена этих святых. Вот, например, раннехристианский заговор от зубной боли:

«Молитва священномученика Антипы от зубной боли. Положить 12 поклонов. Господи помилуй 40 раз и положить челюсть на камень. Говори следующую молитву: Радуйся, стено, и корение её. Излий, Господи, болезнь от моих челюстей и зубов моих. Да не обрушатся стеною ввек, Христе Боже, и даждь помощь, Христе, и здравие, исцеление главе, и челюстем рабу твоему имрек (такому-то) молитвами священномученика Антипы и св. Богородицы и святых безмездных Козьмы и Дамиана и всех святых ныне и присно и во веки веков. Аминь».

 

Заговоры — читать >>>

 

magaldemidov@ya.ru
(495) 222-37-95